Техническое состояние вагонов в II квартале 2022 года было оценено респондентами исследования "Индекс качества" на 57 баллов по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель остался без изменений.
Большинство отправителей достаточно сдержанно оценили данный критерий, говоря о том, что техническое состояние парка остается на прежнем уровне. Кстати, уже два квартала подряд данный показатель находится на своем минимальном значении за всю историю наблюдений. Тем не менее, говорят отправители, в целом парк нормальный, хотя некоторые проблемы иногда возникают, а нового подвижного состава на сети становится все меньше.
«Сейчас подают вагоны, годные к отправке. Брак составляет 5–7%. Это немного, но беспокоит, что в разные периоды доля выбраковок колеблется. Иногда приходит партия, в которой данный показатель чересчур большой», – добавляет другой отправитель. Впрочем, владелец металлургических грузов сообщил иную информацию: «В последнее время подают много бракованных вагонов. Истонченный обод осей колес, дефекты литых деталей. Ждешь, когда подгонят вагоны, по 2 недели. А когда придут, то не знаешь, сколько из них исправные. Сложно планировать отправки».
Если говорить про отсутствие кассетных подшипников для инновационных полувагонов и вымывание последних с рынка вследствие невозможности отремонтировать, то пока на реальной обстановке это не отразилось, говорят отправители, и количество подвижного состава с такими подшипниками резкого сокращения не показало. «Я ожидаю, что изменения в этом отношении мы заметим не ранее чем в IV квартале, если, конечно, ситуация не будет скорректирована и не будет найдена альтернатива кассетным подшипникам», – отмечает респондент.
В условиях профицита подвижного состава операторы летом стали выводить часть избыточного парка в нерабочий. Один из способов – послать порожний вагон под погрузку с неисправностями, которые при осмотрах на станциях не всегда выявляют, поскольку наиболее тщательный контроль – за гружеными вагонами. Смысл маневра в том, что такой вагон идет в отцепочный ремонт. При этом он довольно долго может числиться в статусе ожидающего ремонта. Иными словами, он будет стоять и для него на сети должны будут найти место. В то же время при необходимости выбракованный вагон в любой момент можно отправить в ремонт и вернуть в строй. Затратнее и сложнее разместить где-то исправный вагон. «Если появились такие уловки, значит, пригодный к перевозкам парк будет в ближайшее время сокращаться, – прогнозирует грузовладелец. – При этом в РЖД по инерции будут говорить о профиците, а доля подсыла вагонов с техническими неисправностями будет расти».
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом. Распространяется среди подписчиков журнала РЖД-Партнер, в том числе руководителей ОАО «РЖД», отраслевых ассоциаций, органов государственной власти.