В компании создают предиктивную модель жизненного цикла пути и колеса
Вопрос повышения эффективности взаимодействия в системе «колесо – рельс» является ключевым для отрасли
В ОАО «РЖД» создаётся предиктивная модель взаимодействия пути и подвижного состава, ввод которой в опытную эксплуатацию планируется произвести осенью этого года. Об этом говорилось на прошедшем вчера заседании Научно-технического совета (НТС) компании, посвящённом результатам научно-практической работы «Оптимизация взаимодействия в системе «колесо – рельс».
В заседании приняли участие глава холдинга ОАО «РЖД» Олег Белозёров и члены правления, представители Минтранса России, Минпромторга, Росжелдора, крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий, члены научного сообщества. Руководивший дискуссией председатель НТС, генеральный директор – председатель правления компании Олег Белозёров отметил, что вопрос повышения эффективности взаимодействия в системе «колесо – рельс» является ключевым для отрасли.
На заседании НТС этот вопрос рассматривался комплексно. «Такого рода НТС, объединяющий всех участников процесса, проводится впервые», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) Евгений Шевцов.
Структурные подразделения компании применяют не только традиционные, но и инновационные технологии поддержания ресурса системы «колесо – рельс».
Одной из перспективных мер поддержки работоспособности рельсов является применение их превентивной шлифовки. По данным Евгения Шевцова, такой подход позволяет увеличить ресурс рельсов и снизить темп их повреждений на 30–40%. ЦДИ совместно с учёными и производителями разрабатывает новый рельсошлифовальный поезд РШП 2.0, обладающий скоростью шлифования 30 км/ч, что в три раза выше показателей действующих на сети РШП. Опытный образец РШП 2.0 планируется изготовить в будущем году.
«Для локомотивного комплекса основной прикладной задачей в работе по снижению износа элементов системы «колесо – рельс» является обеспечение сохранения ресурса колёсного бандажа или цельнокатаного колеса до его плановой замены», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги (ЦТ) Олег Валинский.
Дирекция тяги совместно с сервисными предприятиями проводит упрочнение бандажей колёсных пар. Для повышения твёрдости в распоряжении сервисных компаний находится 69 установок магнитно-плазменного упрочнения бандажей колёсных пар. Сейчас идут испытания новой технологии упрочнения с помощью лазера.
Подготовлен к апробации на сети новый профиль колеса, который должен обеспечить переход от двухточечного контакта в кривых к одноточечному. По расчётам ВНИИЖТа, контактное давление при внедрении нового профиля может быть снижено более чем на 40%.
Вся эта работа является частью комплекса исследований и разработок по данной тематике, и это тоже новация. «За последние два десятилетия проводился большой спектр работ, решавших важные, но локальные задачи. А комплексного подхода не было», – утверждает генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов.
Важнейшим результатом всей работы будет предиктивная модель взаимодействия пути и подвижного состава (иначе её ещё называют цифровым двойником или виртуальным полигоном). Двойник представляет собой 3D-модель подвижного состава и пути, которая не только отслеживает состояние элементов пути и подвижного состава, но и выдаёт прогноз их поведения. В настоящий момент идёт накопление и систематизация данных, подготовлены расчётные 3D-модели пути и подвижного состава.
Наличие такой модели позволит приступить к разработке и внедрению адресных мероприятий, обеспечивающих снижение интенсивности износов и деградаций пути и подвижного состава за счёт оптимизации сил и контактных давлений в системе «колесо – рельс». Причём модель позволит выполнить адресное назначение этих мероприятий с учётом эксплуатационных особенностей участков как в настоящий момент, так и для перспективных условий.