Стоимость плановых ремонтов должна быть сбалансирована
Снижение объемов перевозок на сети железных дорог за 7 месяцев 2022 года привело не только к уменьшению общего объема ремонта на 10 тысяч вагонов по сравнению с тем же периодом 2021 года, но и к формированию средней цены планового ремонта, находящейся у нижней границы маржинальности для вагоноремонтных депо.
Представители операторских компаний отмечают рост стоимости плановых ремонтов за последние два-три года и предъявляют требования о необходимости снижения цен на услуги вагоноремонтных предприятий. В свою очередь, в Союзе вагоноремонтных предприятий предлагают подсчитать динамику цены ремонта за последние 10 лет и убедиться, что она сопоставима с уровнем 2012 года (70–80 тысяч рублей) и не более чем на четверть выше уровня 2014 года (55–60 тысяч рублей).
Во многом роста цен на услуги удалось избежать за счет оптимизации внутренних производственных процессов в депо. Но затраты на проведение ремонтов все эти годы продолжали расти. Например, инфляция за последние 10 лет выросла на 70%. Полувагон подорожал на 76% (с 1,7 до 3 млн рублей). Стоимость услуг по подаче-уборке вагонов с подъездных путей выросла на 100%. Средняя заработная плата по РФ увеличилась за 10 лет примерно в два раза. Значительно подорожали запасные части.
Растут и прочие расходы. Если в 2014 году 1 кВт·ч электроэнергии для промышленных потребителей обходился в 2,4 рубля, то в 2021-м — в 3,7 рубля (рост на 55%). Тариф на тепловую энергию в 2012 году составлял 623 рублей/Гкал, тогда как уже в 2020-м – около 2 тысяч (+310%).
Таким образом, резюмируют в СВРП, за 10-летний период средняя цена ремонтных услуг выросла на 12%, в то время как затраты на ремонт увеличились минимум на 65%. Еще в 2020 году практически все вагоноремонтные компании закончили год с отрицательным финансовым результатом. Крупные игроки получили в убыток от 200 до 600 млн. рублей. В 2021 году отрасль также работала в режиме максимальной экономии, и только за счет повышенного спроса на ремонт вагонов во II полугодии некоторым предприятиям удалось удержаться на грани рентабельности.